Правящий архиерей

Архиепископ Ионафан (в миру – Цветков Игорь Васильевич), родился в г. Советская Гавань Хабаровского края 8 июня 1962 г. С 1979 г., по окончании средней школы, трудился на судоремонтном заводе, одновременно неся послушание регента хора в храме св. Апостолов Петра и Павла в упомянутом городе.

В 1982 г. поступил в Московскую Духовную Семинарию, на третьем году обучения в которой был принят в братство Троице-Сергиевой Лавры. 15 декабря 1985 г. наместником Лавры архимандритом Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество, 25 февраля 1986 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) рукоположен во иеродиакона.

В 1986 г. поступил в Московскую Духовную Академию. В том же году распоряжением Святейшего Патриарха Пимена в числе других братий переведен в новооткрытый Московский Свято-Данилов монастырь, где нес послушания регента хора и сотрудника бюро по приему иностранных гостей. 20 марта 1988 г. митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом (Нечаевым) рукоположен в сан иеромонаха в упомянутой обители.

В 1990 г., по окончании Академии, Учебным Комитетом при Священном Синоде был направлен в Хабаровскую епархию и назначен настоятелем Прихода св. Блаженной Ксении Петербургской в г.Южно-Сахалинске.

С 1991 по 1993 г. являлся благочинным приходов Сахалинской области. С 1994 по 1995 г. нес служение в качестве настоятеля Прихода в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в п. Южно-Курильске, являясь благочинным Курильского округа. С 1995 г. по 1997 г. – настоятель Воскресенского собора в Южно-Сахалинске. С 1996 г. возложены обязанности руководителя епархиального отдела  по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными структурами и общественными организациями. С 1997 года исполнял также обязанности ответственного за выпуск епархиальной газеты.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, прошедшем 17 июля 1997 года в Троице-Сергиевой Лавре под председательством Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, архимандриту Ионафану, настоятелю Воскресенского кафедрального собора в г. Южно-Сахалинске определено было быть епископом Южно-Сахалинским и Курильским.

31 июля, в канун дня празднования памяти Преподобного Серафима Саровского, в Троицком соборе Московского Свято-Данилова монастыря состоялось наречение архимандрита Ионафана во епископа. Чин наречения совершил Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси  Алексий II в сослужении Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Солнечногорского, Высокопреосвященнейшего Арсения, архиепископа Истринского, Преосвященнейшего епископа Аркадия (Афонина) и Преосвященнейшего Павла, епископа Зарайского.

При наречении архимандрит Ионафан сказал:

Предстоящее епископское служение налагает на меня величайшую ответственность. По словам Апостола, епископ должен быть образом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, чистоте (1 Тим. 4, 12), он – кормчий корабля, мудро ведущий свою паству к тихой пристани Царства Небесного. Глубоко верю и уповаю на помощь Божию с надеждой милосердия Божия, что сила Божия, которая в немощи совершается, посетит и меня.

1 августа, в день празднования Обретения мощей Преподобного Серафима Саровского, в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря за Божественной литургией хиротонию архимандрита Ионафана во епископа Южно-Сахалинского и Курильского, совершили: Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Высокопреосвященнейший Сергий, архиепископ Солнечногорский, Высокопреосвященнейший Арсений, архиепископ Истринский, Преосвященнейший Тихон, епископ Бронницкий, Преосвященнейший епископ Аркадий (Афонин) и Преосвященнейший Павел, епископ Зарайский.

После Божественной Литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая новопоставленному епископу архиерейский жезл, произнес следующее слово:

Преосвященный епископ Ионафан, возлюбленный о Христе брат и сослужитель наш!

Приветствуем тебя с благодатию архиерейства.

Через наше рукоположение тайнодейственно почил на тебе Святый Дух в великой и священной хиротонии и соделал тебя епископом Святой Православной Церкви, раздаятелем Божией благодати всем чадам церковным, которые в пределах Сахалинской епархии вверены Богом твоему о них попечению.

Отныне ты являешь собой образ «Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия». Епископ, «из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи». Потому апостол Павел призывает епископов внимать «себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею».

По благодати преемства от святых апостолов, ты призван подвизаться для Церкви Христовой и всю жизнь, все силы и знания отдать ради спасения человеческих душ. Ты должен, как призывает апостол Павел, снисходить к «невежествующим и заблуждающимся», чтобы дать им истинное Богопознание, ибо ради всех человек и ради спасения каждого из нас сошел на землю Бог-Слово и совершил Свой искупительный подвиг. Как во времена просветителя Америки, Сибири и Дальнего Востока Святителя Иннокентия, Митрополита Московского, 200-летие со дня рождения которого мы торжественно отмечаем в этом году, тебе придется просвещать тех, кто в течение десятилетий тьмы и тени смертной богоборческого режима лишены были слова о Боге, о Воплощении, о Кресте и Воскресении. Цель твоих трудов одна, и к ней призывает тебя Христос: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Евангельское благовестие – славный подвиг епископа. «В изъяснении предметов веры, – наставляет нас Святитель Иннокентий, – надобно говорить обдуманно, ясно, отчетливо, сколь возможно кратко, иначе проповедь твоя будет иметь мало успеха… Чтобы действовать на сердце, надобно говорить от сердца, от избытка бо сердца уста глаголют. И потому, только тот, кто исполнен и избыточествует верою и любовию, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих».

Все у тебя – слово, дело, мысль, чувства, желания должны быть направлены на служение Богу, Его Святой Церкви, твоим пасомым. Для всех ты должен быть примером «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере в чистоте», «преуспевай в правде, благочестии, терпении, кротости», являй себя как служитель Божий «в трудах, в бдениях, в постех…, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах». Подвизайся «добрым подвигом веры», усердным и благоговейным совершением Богослужений, ревностным хранением канонов и правил, традиций и обычаев церковных, воспитывай свою паству в верности и преданности Матери-Церкви.

Дар Божественной благодати да вспомоществует тебе пасти Церковь Христову. Этот дар ты принял через нас от Бога, и, чтобы не утратить восприимчивость твоего человеческого существа к освящению свыше, ты обязан сохранять и возгревать его личным подвигом молитвы. Но не забывай, что ты не в пустыне, и всякое твое духовное делание должно направляться не внутрь себя, а на пользу людей Божиих, ради которых ты вступаешь на трудную стезю архиерейского служения в Церкви.

В церковном правлении будь тверд и разумен, спокоен и беспристрастен, решения принимай без поспешности, без тщеславия и превозношения. «Не употребляй власти, – поучает Святитель Василий Великий, – к оскорблению подчиненных», а перед напротив «к смиренномудрию перед ними». Простота и доступность, достоинство и строгость, отеческая любовь и внимание да послужат тебе к созиданию единомыслия и братской любви среди вручаемого твоему окормлению духовенства.

Вместе с тем будь непримирим к любым попыткам использовать церковный амвон, церковную общину для проповеди самовластия, самочиния, непослушания, противления Церкви, ее Священноначалию, ее канонам, правилам, обычаям и традициям.

Широкой антиправославной кампании, развязанной последователями псевдорелигиозных организаций и их защитников, особенно ярко проявившейся в давлении на лиц, ответственных за принятие и подписание нового закона «О свободе совести и религиозных объединениях», противопоставь просветительскую и апологетическую деятельность.

До каждого верующего, до каждого члена общества в твоей епархии донеси всю опасность происходящего. Перед лицом мирских разделений попирается принцип христианской солидарности, искажается смысл христианского благовестия, разрушается национальная духовная культура.

Промыслом Божиим тебе выпал жребий нести свое архипастырское служение в местах проповеди святителя Иннокентия. К тебе вновь обращаю его слова: «Не бойтесь и не страшитесь идти за Господом Иисусом Христом. Он – сильный Помощник; идите за ним, поспешайте и не медлите, идите, пока еще не затворены для вас двери Царства Небесного».

Сохрани все слова сии, слагая их в сердце своем. Будь верен до смерти тому, что ты исповедал ныне перед нами. «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего».

Еще в юности вера в Бога и любовь к Нему привели тебя в святой храм на служение. Жажда углубленных знаний о Божественной истине указала тебе путь в Московские Духовные школы. В Лавре Преподобного Сергия ты был пострижен в монашество и приобщился к числу тех, кто со смирением вверил свою жизнь его покровительству.

На путях твоего епископского делания да вдохновляет тебя сознание о том, что хиротония твоя была совершена в Московском Свято-Даниловом монастыре, где до направления тебя Учебным Комитетом на Сахалин ты нес иноческое послушание в период, столь богатый воспоминаниями о возрождении монашеской жизни в обители, о торжествах 1000-летия Крещения Руси. Пусть перед твоим мысленным взором всегда будет образ всенародно чтимого и прославляемого подвижника и молитвенника земли Русской – Преподобного и Богоносного отца нашего Серафима Саровского, чудотворца, первое обретение мощей которого воспоминает ныне наша Церковь. Да будет он наставником, руководителем и помощником на новом пути твоего служения Церкви Христовой!

А теперь, напутствованный нашими словами, приими этот жезл, как символ епископской власти, взойди на архиерейский амвон и начни свое архипастырское служение преподанием благословения всему православному народу, здесь молившемуся о тебе во время твоей хиротонии.

За период своего епископского служения на Сахалине и Курилах с августа 1997 года по декабрь 1999 года особое внимание Владыка уделял богослужению, подготовке кандидатов в священнослужители, их духовному образованию, миссионерской работе. За это время епископом Ионафаном было освящено несколько новых храмов, открыт мужской монастырь в г. Корсакове, открыты пастырско-богословские курсы.

Постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 29 декабря 1999 года Преосвященному Ионафану было определено быть епископом Абаканским и Кызылским. На пресс-конференции с местными журналистами Владыка сказал:

Я думаю, что Хакасия и Тува станут для меня родной землей, и я надеюсь здесь длительное время совершать свое служение…Свою задачу я вижу в том, чтобы наладить полнокровную церковную жизнь…

1 февраля 2010 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к усердному служению Церкви Божией возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 102) в связи с выделением из состава Абаканской епархии Кызыльской епархии Правящему архиерею Абаканской епархии Синод постановил иметь титул «Абаканский и Хакасский».

Награды:

Церковные:

  • 1986 г. — медаль прп. Сергия Радонежского II ст.
  • 1988 г. — медаль прп. Сергия Радонежского I ст.
  • 2002 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.
  • 2007 г. — орден прп. Серафима Саровского II ст.
  • 2012 г. — орден свт. Иннокентия Московского II ст.
  • 2017 г. — орден прп. Серафима Саровского III ст.
  • 2022 г. — орден свт. Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси III ст.

Светские:

  • 2001 г. — орден Дружбы.
  • 2012 г. — орден Республики (Республика Тыва).
  • 2013 г. — орден Почета.